Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан. Цель антимонопольной политики Российской Федерации стимулировать рост производителей, увеличивать число предложений, давать возможность всем поставщикам продукции и услуг участвовать в экономических отношениях.
Монополия, против которой работает антимонопольный комитет РФ, определяется как явление рынка, когда предложение поступает только от одного хозяйствующего субъекта, диктующего и навязывающего собственные цены. Основными признаками монополизированного рынка являются:
- присутствие только одного продавца;
- наличие уникального товара без аналогов;
- отсутствие конкуренции;
- ограничение выхода на рынок новых участников.
Антимонопольный закон не уничтожает монополии. Он позволяет субъекту добиться главенствующего положения в экономике, но не разрешает злоупотреблять им, исключая недобросовестную конкуренцию. Антимонопольный комитет РФ и сопутствующие службы осуществляют соблюдение действующего законодательства, развивают бизнес-структуры и защищают интересы покупателей.
Направления, которые контролирует антимонопольное законодательство
Антимонопольная политика Российской Федерации создаёт единую торговую платформу, устанавливает свободное хождение товаров и добивается полноценного функционирования рынков. К основным задачам отрасли относится:
- Формирование здоровой конкуренции.
- Предоставление свободного выхода для торговли вновь образованным производителям.
- Государственное регулирование экономических отношений.
- Ограничение влияния монополий на реализацию и приобретение товаров.
Являясь основным инструментом регулирования экономических отношений, антимонопольный закон в Российской Федерации выделен в отдельную отрасль законодательства, использует административные, конституционные, гражданские и уголовные нормы права. Применяется закон на разных уровнях общественных формирований: федеральном, муниципальном или в отношении к отдельным субъектам. Антимонопольное законодательство РФ состоит из перечня правовых документов, направленных для пресечения незаконных действий.
К основным нормативам относятся законы о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006, естественных монополиях от № 147-ФЗ 17.08.1995, недрах № 2395-1 от 21.02.1992, запрещающих нецелевое использование ископаемых ресурсов, поставках продукции для государственных нужд от 13.12.1994 № 60-ФЗ и других. Кроме этого, контролирующие органы опираются на постановления правительства Российской Федерации и законодательные документы специальных служб.
Методы, используемые для антимонопольного регулирования
Кроме анализа рыночных отношений и отслеживания изменений, происходящих в экономике, антимонопольный закон РФ активно применяет ряд запретительных мер. На основании принятого законодательства запрещено:
- Продвижение договорённостей, ограничивающих конкуренцию.
- Использование организациями главенствующего положения.
- Навязывание заключения заведомо невыгодных соглашений.
- Ведение политики неправильного формирования цен.
Перечень запретов ограничивает недобросовестную конкуренцию, развитие монополий и вмешательство власти в работу субъектов. Антимонопольное законодательство РФ запрещает выбор сильно заниженных или завышенных цен на продукцию, намеренное удаление товара из оборота для создания дефицита. Монопольно низкая стоимость помогает широкопрофильным предприятиям вытеснить конкурентов, а специально завышенная цена незаконно компенсирует не полностью используемые производственные мощности предприятий в обход законодательства.
Помимо запретов, антимонопольный закон Российской Федерации накладывает ограничения на количество экономических операций. Контролирующий орган проверяет сделки для исключения нарушений, возникающих из-за взаимодействия с определёнными покупателями или продавцами, и договора, разделяющие рынок в соответствии с ассортиментом продукции. Государственный антимонопольный комитет тщательно проверяет соглашения, которые препятствуют работе новых производителей.
Операции, контролируемые антимонопольной политикой
Антимонопольные службы отслеживают не только законность сделок, но и непосредственно участвуют при совершении следующих экономических операций:
- Разделение или ликвидация муниципальных образований.
- Объединение или укрупнение субъектов.
- Покупка акций, дающих право голоса на собраниях учредителей.
- Получение крупных активов и отчуждаемого имущества.
- Приобретение прав на организацию исполнительного органа.
Антимонопольный закон выступает против недобросовестной конкуренции, которая даёт незаконное преимущество, причиняет убытки и неправильно информирует покупателей. Сюда же причисляется разглашение сведений о торговых операциях и технических разработках без согласия правообладателя. Законодательство Российской Федерации запрещает власти расширять права отдельных организаций для монополизации рынка. Нарушение норм действующего законодательства влечёт наложения различных форм наказания.