Содержание
Акция – это ценная бумага, которая даёт своему владельцу право на участие в управлении компанией и распределении прибылей. Полный пакет акций – это полная стоимость бизнеса, поэтому держатель части этих ценных бумаг является владельцем соответствующей доли компании.
Выпуск акций является одним из самых удобных и популярных методов финансовой организации бизнеса. Это позволяет точнее отслеживать темпы роста компании и быстрее фиксировать прибыли, ведь, как и многие другие ценные бумаги, акции часто торгуются на открытом рынке.
История появления акций
Первые акции начали появляться в Британии в 17 веке. Тогда очень прибыльной сферой бизнеса были торговые экспедиции в Индию и другие восточные страны. Такая экспедиция стоит дорого, поэтому даже богатейшие люди не могли профинансировать её полностью. Вместо этого организаторы выпускали ценные бумаги и продавали их всем желающим.
Для обычного человека среднего класса это выглядело так:
- Он покупает часть акций, финансируя экспедицию
- Хранит эти ценные бумаги до её окончания
- По окончании экспедиции получает часть прибыли, соответствующую количеству его акций
Такой способ финансирования быстро стал популярен, ведь он выгоден обеим сторонам. В то время даже высшие государственные чины вкладывали деньги в такие ценные бумаги, что иногда позволяло организаторам экспедиций получать некоторые привилегии от королевского двора.
Сейчас бизнес стал намного сложнее устроен, но суть акций осталась прежней – они нужны для разделения прав собственности и прибыли между владельцами компании. Кстати, прибыль, которую получает владелец акции, называется дивидендами (от англ. Divide – делить).
Когда и зачем компании выпускают акции?
Сегодня существует множество разных форм собственности. Далеко не все компании нуждаются в акциях. Это лишь одна из форм организации финансовой структуры, которая обычно применяется в тот момент, когда компания начала приносить хорошую прибыль.
Когда человек покупает акцию, он хочет заработать либо на дивидендах, либо на последующей перепродаже. И то, и другое возможно лишь в том случае, когда компания успешно растёт и развивается. Никто не захочет инвестировать в бизнес, который не приносит прибыли, соответственно, такому бизнесу нет смысла выпускать акции.
Если компания уверенно держится на рынке, стабильно приносит хороший доход и имеет большие перспективы, она становится интересной для инвестирования. Люди захотят в неё вложиться, а владельцы такой компании, в свою очередь, хотят получить прибыль от своей деятельности. Выпуск акций в данном случае позволяет не продавать компанию полностью, но при этом получить достаточно большой капитал для дальнейшего развития бизнеса.
Механизм выпуска акций
Ценные бумаги не продаются в магазинах или в банках. Они торгуются на специальной площадке, которая называется фондовым рынком. Фондовый рынок даёт возможность в реальном времени отслеживать стоимость различных компаний, покупать и продавать ценные бумаги, а также наблюдать за их курсом.
Когда владельцы решают продать часть компании, они выпускают акции именно на фондовый рынок. Внутри рынка, с помощью брокеров, любой инвестор может их приобрести. Тот момент, когда акции компании впервые оказываются в свободной продаже, называется IPO.
IPO (от англ. Initial Public Offering – первое публичное предложение) – первое размещение акций компании на фондовом рынке. После его проведения, впервые формируется рыночная стоимость компании, которая складывается из стоимости всех выпущенных акций по текущему курсу.
Курс формируется в зависимости от спроса. Естественно, чем выше спрос, тем дороже ценная бумага. А высокий спрос будет только на акции перспективных и прибыльных компаний. Вот почему на свободном рынке они стоят дороже всех.
Закрытые акционерные общества
Не всегда акции выпускаются с целью выхода на свободный рынок. Иногда это нужно для того, чтобы в равных долях разделить компанию между основными её владельцами. Яркий пример – становление компании Facebook. В момент первого выпуска акций Марк Цукерберг получил больше половины ценных бумаг компании, а люди, которые помогали ему развивать бизнес, получили доли по 5-7%. Таким образом, каждый владелец получил прибыль соответственно своему вкладу в развитие бизнеса.
Закрытые акционерные общества не продают свои ценные бумаги на открытом рынке. Продажа возможна только напрямую от одного предпринимателя другому, и только с разрешения совета акционеров. Если же один из участников настойчиво хочет выйти из бизнеса, он обязан сначала предложить свои ценные бумаги действующим акционерам, а не выпускать на свободный рынок.