Содержание
Предприниматель, бизнесмен, топ-менеджер. С 2011 года – владелец АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация», а с 2015-го – глава совета директоров группы компаний СК «Мост». В 2014-м вошел в список наиболее влиятельных и богатых бизнесменов России, который составляется изданием Forbes. Размер активов под его управлением на данный момент достигает почти миллиардной отметки. На протяжении последних нескольких лет является постоянным участником рейтинга 200 самых состоятельных отечественных бизнесменов.
Юность
Руслан Сулимович Байсаров появился на свет летом 1968-го в селе Пригородное Чечено-Ингушской АССР. Его многодетная семья относится к тейпу хачарой. Родители воспитывали мальчика согласно местным традициям, прививали ему уважение к старшим, ответственность за свои дела, трудолюбие.
После общеобразовательной школы успешно сдал экзамены в МИСИ. В 1986-м молодой студент, едва окончивший первый курс, призван в ряды Советской армии. Демобилизовавшись в 1988-м, он оформил перевод из московского вуза в грозненский нефтяной институт. С квалификацией инженера-экономиста переехал в столицу в 1996-м на постоянное место жительства.
Бизнес-проекты в Москве
Первоначальной коммерческой удачей Руслана принято считать открытие салона красоты в Центре Международной Торговли. Через некоторое время Руслан Байсаров познакомился и подружился с сыновьями знаменитых кинорежиссеров Бондарчука и Михалкова – с Федором и Степаном. Троица предприимчивых парней организовала совместную фирму «Инфант силвер», которая сосредоточилась на развлекательном бизнесе. В ЦМТ Руслан владел:
- рестораном японской кухни;
- ночным клубом;
- парковкой;
- казино.
Бизнесмен вложил в реновацию свыше 5 миллионов долларов, добившись того, что ЦМТ стал популярнейшим местом отдыха московской элиты. Параллельно учился в магистратуре МГУ имени Ломоносова, а в начале двухтысячных получил магистерский диплом социолога.
Нефтебизнес
В конце девяностых Руслан Байсаров занялся тем, что его привлекало еще с детства – нефтью: в его памяти были свежи воспоминания о нефтеперерабатывающем заводе в Грозном, который перегонял 20 млн тонн нефти в год и о той инфраструктуре, которая была вокруг него построена. Созданная предпринимателем компания начала сотрудничать с Московским нефтеперерабатывающим заводом и со временем объемы перегонки возросли до 1,5 млн тонн нефти в год.
В то же время предприниматель создал компанию, которая занималась обработкой электронных платежей. По словам Руслана Байсарова, «проект здорово оптимизировал работу организаций». Если водители покупали бензин, данные о времени заправки, расходах, километраже приходили в офисы, что позволяло контролировать расходы. Софт, разработанный командой программистов под руководством Руслана Байсарова, обслуживал примерно две тысячи АЗС по всей стране. Помимо этого, клиентами компании являлись многие солидные предприятия и госучреждения.
В это же время Руслан становится одним из руководителей Московской топливной ассоциации, обеспечивающих три четверти всего объема продаж на топливном рынке региона. Карьера в этой сфере у Руслана Байсарова развивалась стремительно:
- 2001 г. – вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»
- 2004 г. – вице-президент ОАО «Центральная топливная компания»
- 2005 г. – глава совета директоров ЗАО «МНК-Автокард» и вице-президент ОАО «Московская Нефтегазовая компания» (МНГК)
- 2007 г. – первый вице-президент МНГК
В 2008-м становится обладателем некоторой части активов нефтяной компании Sibir Energy. Спустя пару лет продаёт их «Газпром нефти» за 740 миллионов долларов.
«Тыва – богатый край»
В 2011-м Байсаров немало удивил участников топливного рынка, объявив о своём уходе из нефтяной отрасли с целью реализации собственных бизнес-проектов. Одним из первых стало основание «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации», которую он и возглавил: предприниматель оценил инвестиционные перспективы Восточно-Сибирского региона страны с его колоссальными залежами природных ресурсов. Сейчас именно Руслан Байсаров занимается строительством в Республике Тыва железнодорожной магистрали «Элегест – Кызыл — Курагино». Ее протяженность превышает 410 километров. Она обеспечит промышленное сообщение с федеральной инфраструктурой. Весной 2019-го между АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» и РЖД было подписано соглашение генерального подряда на проектирование и строительство ветки «Элегест-Кызыл-Курагино». Кроме того, ТЭПК Байсарова обладает лицензией на право разработки Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна. Туда также будет вести строящаяся дорога, что позволит эффективно осваивать ресурсы Восточной Сибири, обеспечив при этом рабочими местами не менее 15 тысяч местных жителей. Стоит также отметить, что предприятие Байсарова ведёт деятельность и в других географических точках РФ.
Проекты Руслана Байсарова
В 2015-м бизнесмен приобрёл четверть, а через год уже больше половины акций группы компаний СК Мост, возглавив её совет директоров. Подконтрольная ему группа – один из основных игроков на рынке масштабных проектов. Среди сданных в эксплуатацию проектов ГК СК Мост значатся переправа на остров Русский через пролив Босфор Восточный – его возвели к саммиту стран Азиатско-Тихоокенского экономического сотрудничества-2012, совмещенная автомобильно-железнодорожная магистраль Адлер – Красная поляна, проложенная к Олимпиаде в Сочи-2014, первый арктический порт Сабетта, благодаря чему курсирование судов-газовозов по Северному морскому пути стало всесезонным.
Многие проекты, которые реализуются компанией сегодня, по мнению специалистов, станут мощнейшим импульсом для экономического развития страны. Например, мост Нижнеленинск-Тунцзян, соединяющий РФ и КНР. Это станет дебютная трансграничная ж/д переправа через Амур между двумя странами. Протяжённость моста составит приблизительно 2209 метров, а прогнозируемая пропускная нагрузка – около 21 миллионов тонн груза.
ГК СК «Мост» принимает участие в усовершенствовании Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, прокладывая новый Байкальский тоннель длинною 6682 метра. Далее перестраивает железнодорожную сеть на Сахалине Дальневосточной железной дороги с колеи в 1067 мм на 1520 мм (что позволит увеличить объём грузоперевозок в регионе до 8 миллионов тонн в год), строит на границе с Китаем ещё один трансграничный автодорожный мост Благовещенск – Хэйхэ общей протяженностью с подходами 19,9 километра.
Личная жизнь
На данный момент состоит в браке с Мадиной Гайтаевой.
Всего у него шестеро детей, которых он сильно любит и не упускает ни единой возможности провести время вместе – воспитывает уважение к семейным традициям и ценностям, которые когда-то в его многодетной семье из чеченского села Пригородное ему самому привили родители – Сулим и Касират Байсаровы.